Как не погубить мобильный стартап. 5 опасных ситуаций и выходы из них
1. Сырая идея.
Любая идея на начальном этапе кажется прекрасной, а критика воспринимается тяжело. Но лучше выдержать поток критических высказываний вначале, чем нести убытки потом. Посоветуйтесь с владельцами бизнеса и составьте бизнес-план.
- Определите свою аудиторию и пользу для нее. Например, аудитория - девушки и парни, от 18 до 35 лет, занимаются спортом. С помощью вашего мобильного приложения они смогут найти подходящий фитнес-клуб в своем районе, прочитав отзывы.
- Проведите анализ конкурентов. Это не сложно, нужен только доступ в интернет. Набирайте в поиске суть идеи, например, “мобильное приложение для заказа такси” и смотрите результаты. Возможно, у вас слишком много сильных конкурентов, превзойти которых будет сложно. К примеру, многообещающий стартап Sidecar не смог конкурировать с монополистами Uber. Они продали компанию General Motor, что, в общем-то не самый плохой итог. Но стоит подумать, прежде чем создавать новый Uber или WhatsApp. Все же хотите попробовать? Смотрите пункт 2. “Негибкая идея”. Или придумайте сильное конкурентное преимущество для вашего проекта.
- Продумайте модель монетизации заранее.
Узнайте, как можно заработать на вашей идее. Для мобильных приложений есть несколько видов монетизации. Подробнее о них читайте в нашем блоге.
2. Негибкая идея
Будьте готовы, что в процессе реализации ваша идея будет дорабатываться, меняться, а порой трансформироваться во что-то совершенно иное. К примеру, компания PayPal начинала с программного обеспечения для шифрования данных, а Flickr - с онлайн игры. Приложение для добавления рекламы в закладки Adkeeper после неудачного запуска превратилось в e-commerce сайт Keep, где можно отложить на потом понравившиеся товары. Результат, к которому вы придете, может отличаться от начального этапа. Главное - не бояться перемен и вовремя вносить коррективы.
3. Кража идеи
Говард Эйкен говорил: «Не бойтесь, что люди украдут вашу идею. Если она оригинальна, вам придется вбивать ее кувалдой в их головы». Это утверждение верно для инновационных, абстрактных идей. Перспективный план с возможностью легкого превращения в прибыль находится в опасности. Около 30% клиентов нашей компании - стартапы с идеей разработки мобильного приложения. Неразглашение идеи - один из главных вопросов, возникающих при общении. Решается в 3 подхода.
- Соглашение о неразглашении при приеме на работу для сотрудников. Никто не обсуждает рабочие моменты за пределами компании.
- Пункт “Конфиденциальность” в договоре с компанией приравнивает любые сведения о проекте к коммерческой тайне. Если вы не готовы пока подписывать договор, но хотите оценить проект и беспокоитесь об утечке информации, существует еще один пункт.
- Соглашение о неразглашении. Подписывается сторонами до начала работы и обсуждения проекта.
Стандартная практика, которая поможет избежать кражи идеи.
4. Неправильный состав команды
Команда - ваш интеллектуальный капитал. Техническому специалисту необходима поддержка бизнес-партнера со знаниями в сфере экономики и рекламы и наоборот. Отличный пример разделения обязанностей в команде - исторический дуэт Джобса и Возняка. Одиночное плавание - тяжелая, а порой невыполнимая задача для стартапа. Создайте команду, где каждый будет дополнять партнера.
5. Частичная занятость
Вы придумали идею, вложили в нее средства, а теперь перегорели и пустили все на самотек? На начальном этапе развития стартап может не приносить ожидаемый уровень прибыли, а наоборот, забирать все ваши деньги и время. Это сложный период. Не опускайте руки, помните, что успех напрямую зависит от ваших усилий. Не останавливайтесь на полпути. Публикация приложения в сторах - только начало. Рассчитывать на моментальную популярность и органические загрузки - губительная тактика. Приложение нужно продвигать, и лучше начать еще до запуска проекта.
Воплощать новую идею - значит идти по непроторенному пути и преодолевать трудности. У основателей крупных компаний, кроме трудолюбия и таланта, была безграничная вера в собственный проект. Только вера в работоспособность и пользу собственной идеи поможет вам убедить в этом других людей и достичь успеха.